Персональный сайт воспитателя Савчук Ларисы Константиновны

Консультация для родителей "Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ"

                                          Консультация для родителей 

СОВРЕМЕННЫЕЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ 

ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ 

В настоящеевремя одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние здоровьядетей. Вырастить здорового ребенка – вот самое главное, что необходимо сделать нам,взрослым. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основаформирования личности.

Физическоездоровье детей неразрывно связано с их психическим здоровьем, эмоциональнымблагополучием. Исходя из принципа “здоровый ребенок – успешный ребенок”,невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности безосуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическомувоспитанию детей. Поэтому в настоящее время в качестве одного из приоритетныхнаправлений педагогической деятельности выделяется применение в условияхдетского сада здоровьесберегающих технологий.

Технология - это,прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процессапреподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов иих взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования(ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающаятехнология - это система мер, включающаявзаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленныхна сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Вконцепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но иактивное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровье - этосостояние полного физического, психического и социального благополучия, а непросто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровьефизическое - это совершенство саморегуляции в организме,максимальная адаптация к окружающей среде.

Физическаяактивность - естественная потребность здорового,развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылкапсихического развития ребенка).

Здоровье психическое - это высокоесознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая ксозидательной деятельности.

Психическаяактивностьпотребность нормально развивающегосяребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; впознании самого себя.

Современные здоровьесберегающиетехнологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линииоздоровительно-развивающей работы:

·      -   приобщение детей к физической культуре

·    -     использование развивающих форм оздоровительной работы 

Существующие здоровьесберегающиеобразовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

·       Организационно-педагогические технологии,определяющие структуру воспитательно-образовательного процесса, способствующиепредотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационныхсостояний;

·       Психолого-педагогическиетехнологии, связанные с непосредственной работой педагога с детьми;

·       Учебно-воспитательныетехнологии, которые включают программы по обучению заботе о своем здоровье иформированию культуры здоровья. 

Видыздоровьсберегаюших технологий

1.     Технологиисохранения и стимулирования здоровья:

Стретчинг – специальныеупражнения под музыку (не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза внеделю по 30 мин. (со среднего возраста) в физкультурном или музыкальном залах,либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении). Рекомендуется детямс вялой осанкой и плоскостопием.

Динамические паузы – во времязанятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей вкачестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики дляглаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как частьфизкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней ивысокой степени подвижности Ежедневно для всех возрастных групп. Игрыподбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем еепроведения. В детском саду мы используем лишь элементы спортивных игр.

Ритмопластика.  Не раньше чем через 30 мин. после приемапищи, 2 раза в неделю по 30 мин. (со среднего возраста). Обратить внимание нахудожественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерностьвозрастным показателям ребенка

Релаксация – в любомподходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагогопределяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп. Можноиспользовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звукиприроды. В нашем детском саду создан специальный релаксационный кабинет.

Гимнастика пальчиковая – с младшеговозраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно. Рекомендуется всем детям,особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (влюбое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневнопо 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительнойнагрузки (с младшего возраста). Рекомендуется использовать наглядный материал,показ педагога.

Гимнастикабодрящая. Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведенияразлична: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристымдощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях идругие в зависимости от условий ДОУ

Гимнастика дыхательная – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветриваниепомещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носаперед проведением процедуры.

Динамическая гимнастика – ежедневнопосле дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая - в различныхформах физкультурно-оздоровительной работы. Форма проведения зависит отпоставленной задачи и контингента детей.

Гимнастика ортопедическая – вразличных формах физкультурно-оздоровительной работы. Рекомендуется детям сплоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.


2.      Технологии обучения здоровому образу жизни

Физкультурное занятие – 2-3 раза внеделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповойкомнате, 10 мин. Младший возраст – 15-20 мин., средний возраст – 20-25 мин.,старший возраст – 25-30 мин. Перед занятием необходимо хорошо проветритьпомещение.

Проблемно-игровые (игротреннинги иигротералия) – в свободное время, можно во второйполовине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленныхпедагогом. Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредствомвключения педагога в процесс игровой деятельности.

Коммуникативные игры – 1-2 раза внеделю по 30 мин. (со старшего возраста). Занятия строятся по определенной схемеи состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разнойстепени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье» -1 раз внеделю по 30 мин. (со старшего возраста). Могут быть включены в сетку занятий вкачестве познавательного развития.

Точечныйсамомассаж - проводится в утренние часы. В преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое времядня (со старшего возраста). Проводится строго по специальной методике.Рекомендуется детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями органовдыхания. Используется наглядный материал (специальные модули).

Самомассаж. Взависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формахфизкультурно-оздоровительной работы.

Биологическаяобратная связь (БОС). От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин.в специальном помещении (со старшего возраста). Необходимы соблюдение правилработы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников.


3.     Коррекционныетехнологии

Технологии музыкального воздействия - в различныхформах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза вмесяц в зависимости от поставленных целей. Используются в качествевспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения,повышения эмоционального настроя и пр.

Арттерапия. Сеансамипо 10-12 занятий по 30-35 мин. (со средней группы). Занятия проводят поподгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий ипредполагает протоколы занятий

Сказкотерапия – 2-4занятия в месяц по 30 мин. (со старшего возраста). Занятия используют дляпсихологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказыватьвзрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчикомявляется не один человек, группа детей, а остальные дети повторяют зарассказчиками необходимые движения.

Технологии воздействия цветом – какспециальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач.Правильно подобранные цвета интерьера в нашей группе снимают напряжение иповышают эмоциональный настрой ребенка.

Технологиикоррекции поведения. Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. (со старшеговозраста). Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек.Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаютсяв одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностическийинструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика. 1-2 раза внеделю (со старшего возраста) по 25-30 мин. Занятияпроводятся по специальным методикам

Фонетическаяритмика. 2 раза в неделю (с младшего возраста) не раньше чемчерез 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл.возраст-15 мин., старший возраст-30 мин. Занятия рекомендованы детям с проблемамислуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речьбез движений.

Используемыев комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкуюмотивацию на здоровый образ жизни.

Формыорганизации здоровьесберегающей работы: 

·                   физкультурные занятия

·                   самостоятельная деятельностьдетей

·                   подвижные игры

·                   утренняя гимнастика(традиционная, дыхательная, звуковая)

·                   двигательно-оздоровительныефизкультминутки

·                   физические упражнения последневного сна

·                   физические упражнения всочетании с закаливающими процедурами

·                   физкультурные прогулки (впарк, на стадион)

·                   физкультурные досуги

·                   спортивные праздники

·                   оздоровительные процедуры вводной среде.

15 февраля 2016 в 13:09

Прикреплённые файлы: