Персональный сайт воспитателя Савчук Ларисы Константиновны

Упражнения по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

 Упражнения по развитию изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник рисования

Цель - знакомство с многообразием цветов, со свойствами красок, отработка умений и навыков работы в нетрадиционных техниках, развитие воображения, фантазии, трудолюбия, художественного вкуса, стремления к творчеству.

1. Упражнение «Волшебные кляксы»

Перед началом необходимо подготовить толстую кисть, набор гуаши, сложенный пополам лист бумаги.  Предложить ребенку развернуть лист бумаги и поставить на нем несколько пятен разными красками. После этого надо снова сложить листочек, немного прижать и, развернув бумагу, пофантазировать вместе с ребёнком, что же получилось? К полученным рисункам можно дорисовать детали фломастером. 

2. Упражнение «Отпечатки»

Вам понадобится гуашь, бумажная салфетка, плотная бумага, предметы, которые могут оставить след какой-нибудь геометрической формы. Например, квадратный кубик, катушка от ниток, коробочки от духов, овальная щётка. Разведите гуашь на палитре. Готовая краска по густоте должна быть похожа на сметану. Сначала можно просто потренироваться и посмотреть какие отпечатки остаются от разных предметов. Сначала бумажную салфетку нужно положить прямо на краску. Салфетка впитает излишки краски и печатать будет легче. Затем прижимайте различные предметы сначала к салфетке, а затем к бумаге.

Правда, здорово? А теперь попробуйте изобразить что-нибудь по принципу конструирования из разных деталей.. Например, машину (катушка - колёса, кубики - кузов и окно); замок волшебницы, животных и.т.д.

3. Упражнение «Разбрызгивание»

Следует подготовить трафарет (можно использовать листья деревьев или вырезанные из картона фигурки), краску, зубную щетку, листы бумаги. Краску следует предварительно развести до жидкого состояния в баночке, а затем обмакивать в нее щетку и разбрызгивать краску на лист с трафаретом, стараясь при этом покрыть весь фон.

4. Упражнение «С двух сторон»

Вам понадобится картонный лист, широкая кисть, скрепки, цветные карандаши. Сначала надо закрасить любой краской лист картона (подойдет старая картонная папка). Сразу же, пока краска не высохла, положите сверху лист обычной белой бумаги (лучше писчей). Прикрепите бумагу скрепками и пусть ребёнок нарисует что-то цветным карандашом на белом листе. Если хотите, можете использовать раскраску, но рисунок должен быть простым - какой-нибудь предмет. Когда рисунок будет закончен, открепите и снимите бумагу. Смотрите, что получилось - на той стороне, что была прижата к папке, получилась цветная картинка с выпуклым, как бы оттиснутым рисунком.

Возьмите густую не разведенную водой краску (лучше использовать акриловую или гуашь) и нарисуйте цветное пятно. Кусочком картона или вязальным крючком процарапайте линии. А можно вырезать картон зубчиками и процарапать в краске гребешочки. Крючком процарапайте разные завитки. Краем картона выдавите линии крест-накрест. Сделайте отпечатки колпачком фломастера. После того как ребенок освоит эту технику, можно приступать к созданию картины. Для этого на нескольких листах бумаги нанесите краску разных цветов и разными способами процарапайте поверхность. Теперь собирайте композицию. Например, из кусочка с гребешками вырежьте водоем, из завитушек - небо с облаками, из чешуйчатой поверхности сделайте змейку и так далее. Вырезанные элементы наклейте на чистый лист бумаги.

5. Упражнение «Точки»

Очень интересными получаются рисунки из точек. Для этого воспользуйтесь обыкновенной палочкой для чистки ушей. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей - цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.

6. Упражнение «Раскрась картинку»

Прекрасные работы можно сделать, используя отпечаток пальца. Для этой работы подойдут раскраски из книжек - мишки, зайчики, цыплята, в общем что-то пушистое. Только одно условие - рисунки должны быть крупными, без мелких деталей. Макайте пальчик в краску (неразведённую гуашь или полусухую акварель) и прикладывайте к рисунку. Хорошо ещё смешивать несколько цветов и оттенков. Например, сначала прикладываете желтую краску, а потом коричневую или оранжевую, получается пушисто!

7. Упражнение «Кляксография»

Необходимый инвентарь: краски, кисть, бумага.

На середину листа поставьте кляксу любого цвета (или нескольких цветов). Согните лист пополам, кляксой внутрь. Разверните его. Получаются чудесные картинки. Просушите лист. На что это похоже? Дорисуйте детали.

8. Упражнение «На что похожи наши ладошки»

Предложить детям опустить ладонь в  краску  или  обвести карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

9. Упражнение «Разноцветные ладошки»

Цель: развитие координации, мелкой моторики руки, фантазии, воображения, творчества

Руку кладем на бумагу, карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами, можно нарисовать смешные рожицы или другое, что подскажет вам ваша фантазия.

10. Упражнение «Превращение пятнышек краски (техника рисования -  монотипия)»

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Предложить капнуть любую краску  или несколько цветов красок на середину листа или на  половину листа, и сложить лист пополам, разгладить, развернуть. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

11. Упражнение «Раздуваем» картинки

Цель: Закрепление знания цветов

Набрызгиваем на бумагу разную краску, добавив побольше воды. Дуем через соломинку, получаются разноцветные пятна.

12. Упражнение «Лужок с цветами»

Цель: Развитие воображения, творчества

Немного увлажнить акварельные краски. Смочить в краске пальцы (каждый палец — своей краской) и на листе бумаги, ставя отпечатки пальцев, «нарисовать» травинки, цветы и т.д. Лепестки цветов пририсовываются фломастером вокруг отпечатков.

13. Упражнение «Пушистые картинки»

Материал: Грифельный карандаш с резинкой на конце, старая обрезанная кисть на 1мм, щетинная кисть, трубочка от фломастера с вставленным поролоном, белая бумага, книжки – раскраски, тарелочка, гуашь.

В тарелки разливается гуашь. Затем при помощи изготовленных «тычков» наносится краска на изображение, сначала по контуру, потом внутреннее изображение. Готовый рисунок имитирует технику рисования «пуантилизм». Щетинной сухой кистью – тычком можно нарисовать шерсть животных, полянку, крону дерева. Разнообразие изображения зависит от выбранного материала для тычка.

14. Упражнение  «Рисуем тушью»

Материал: тушь, бумага, губка, штрих

1-ый способ

Работа выполняется на горизонтальной поверхности. Лист бумаги предварительно намачивается. Затем наносятся или капли туши, или, перевернув тюбик туши, проводят линии, слегка нажимая на него. Получается интересное расплывчатое изображение, которое после высыхания дополняется четким линейным рисунком с прорисовкой деталей глеевой ручкой, фломастером или другим изобразительным материалом.

Если весь лист покрыть синей тушью, а затем белым штрихом нанести точки – получится снежное вечернее небо.

2-ой способ

На влажную, но хорошо отжатую губку по ширине наносятся полоски цветной туши. Губка переворачивается краской вниз – «лицом» к влажному листу бумаги, и проводится непрерывная линия – радуга, поле, волны, куст и др.

Разнообразные движения руки с губкой оставляют различные следы, которые легко превратить в бабочку, улитку, цветок, дополнив рисунок характерными штрихами.

15. Упражнение «Волшебные шарики»

Материал: крышка от коробки, шарики, краска, бумага, кисти, вода.

В коробку поместить лист бумаги, на нее нанести несколько разноцветных или однотонных капель краски. Положить в коробку 2-3 шарика и потрясти коробкой так, чтобы шарики, катались, смешивая краски, создавая узор.

16. Упражнение «Рисуем растениями»

Материал: Засушенные листья, ветки, коробочки мака, мох, шишки, колоски и т.п.  Бумага, невысокие полые формы с краской — гуашь, темпера, кисточка.

Природный материал обмакивают в форму с краской и прикладывают к бумаге, слегка прижимают – остается отпечаток. В зависимости от изображения подбирается и природный материал для отпечатывания.

Ели засушенный листок от дерева, кустарника покрыть краской и отпечатать на бумаге, могут получиться деревья, цветы, солнышко и другие изображения. Коробочками от мака можно нарисовать звездочки, одуванчик, снежинки и пр. Лишайником, мохом получаются красивые полянки с травой, пушистые зверьки, крона деревьев и др.

17. Упражнение «Волшебные картинки»

Цель: Развитие изобразительных навыков, фантазии, воображения

Закрашиваем поверхность бумаги цветными восковыми карандашами, сверху — черной гуашевой краской (лучше смешать ее с тальком, чтобы краска не скатывалась). Каким-нибудь предметом (например: пустой шариковой ручкой) процарапываем разные загогулины и линии так, чтобы через черный фон проступила цветная основа.

18. Упражнение «Рисуем музыкальные картинки»

Цель: развитие воображения, творчества

Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

19. Упражнение «Три краски»

Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

20. Упражнение Превращения мыльного пузыря.

Цель: развитие воображения, фантазии, дыхания.

Детям предлагается выдуть из заранее приготовленного цветного мыльного раствора в стаканчике (гуашь + вода + жидкое мыло) пенную «шапку» и отпечатать её на листе бумаги, затем  дорисовать, получая изображение какого - либо предмета.

21. Упражнение «Превращение клякс» (техника раздувания капель  краски с помощью коктельной  трубочки).

Цель: развитие воображения, дыхания.

На лист бумаги капнуть несколько капель краски одного цвета или разных цветов. С помощью коктельной трубочки раздуть капли в разные стороны. На что похожи кляксы? Дорисовать полученные изображения. Придумать название рисунка.

22. Упражнение «Во что превращаются кляксы?»

Задача. Познакомить детей с техникой монотипии.

Материал. Глянцевая бумага для монотипии. Гуашь семи цветов. Кисти мягкие. Кафельная плитка или оргстекло. Для образца — монотипии с изображениями разных узоров, силуэтов.

1.Нанести кляксы различных цветов на поверхность плитки.

2. Накрыть листом бумаги изображение на плитке и произнести волшебные слова: Абра-кадабра, шишел-мышел. Что тут вышло?

3. Движением руки на себя открыть листок, на котором будет монотипия.

Ход занятия

Педагог: Какими разными материалами приходится рисовать Карандашу — карандашами, мелками, фломастерами. И картины получаются непохожими друг на друга. Попробуйте определить, каким материалом выполнены вот эти работы. (Дети рассматривают и называют технику и материал исполнения картины — гуашевые краски, тушь, бумага, карандаш и т.д.) Чтобы получить такие замечательные картины, Карандашу пришлось потрудиться не один день. А это кто появился среди картин? Да ведь это же Клякса! Что ты здесь делаешь? Уж не хочешь ли ты сказать, что тоже умеешь рисовать?

— Я не только умею рисовать,— гордо ответила Клякса,— но и уже нарисовала одну из этих замечательных картин. Вот она.

И Клякса показала на изображение, похожее на густую траву или деревья. Как же она это сделала?

— В этом мне помогли добрые Кляксочки. Хотите и вы научиться рисовать кляксами? Посмотрите, как я буду это делать.

23. Упражнение «Волшебная ниточка»

Цель: развитие творческого воображения, находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему листу. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

Материал: нитки №10, веревка, гуашь разного цвета.

1-ый способ

Одну, две, три нити пропитать красками. Разложить нити на листе бумаги и закрыть другим листом так, чтобы концы ниток были видны. Тяните одну ниточку, затем другую, третью, а верхний лист придерживайте рукой. Получилась фантастика, космос, может наше настроение? Попробуйте, вы получите столько радости!

2-ой способ

Альбомный лист сложите пополам. Опустите нитку в краску, а затем хаотично разложить ее на одну из сторон листа, другую накрыть сверху и прижать рукой. Раскрыть, убрать нить, рассмотреть полученное изображение. По мере надобности дорисовать до конечного результата.

3-ий способ

Опустить веревку в краску, а затем разложить кольцом или любым другим способом на листе бумаги. Накрыть сверху другим листом и придавить ладонью. Раскрыть, убрать веревку и посмотреть на полученное изображение, дорисовать.

4-ый способ

Обернуть веревку вокруг цилиндра. Сделать перекрещивающийся узор, наложить сначала веревку вверх, потом вниз по всей длине цилиндра. Впитывать краску на веревку. Затем прижать цилиндр к нижнему краю бумаге. Плотно прижимая, хотите его от себя. На листе появится веревочный узор.

24. Упражнения  в технике «Граттаж»  

Темы:

1. «В рождественскую ночь» Яркие звёзды и тонкий месяц процарапываем аккуратно.

2. «Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки. Ни одна снежинка не похожа на другую.

3. «Ночной мотылёк» Яркий фонарь показался ночному мотыльку солнцем.

4. «Салфетка для мамы» Она может быть различной формы и с любым рисунком.

5. «Волшебная поляна» Кто – то злой закрасил всю поляну чёрной краской. Ничего страшного. Вот появилась бабочка, а вот цветок.

6. «Дворец для Снегурочки» Ночь. И вдруг сказочный терем, в котором живёт Снегурочка.

7. «Полёт в космос» Космонавтов встречают холодные звёзды, незнакомые планеты.

8. «Вечерний город» Как красиво, когда зажигаются огни в окнах домов и уличные фонари!

9. «Ветер по морю гуляет» Летит кораблик на всех парусах по водной глади.

25. Упражнения  в технике - монотипия – эта техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы. 

Темы:

1. «В стране Двуляндии» Необычная страна, в ней ничего не бывает по одному. Детям предлагается нарисовать на одной половине листа всё, что им хочется, а затем…

2. «Каких я видела бабочек» На бумагу наносятся различные цветные пятна. А затем бумагу можно складывать в разных направлениях.

3. «Осенний парк» Дорогу и небо нарисуем в технике монотипия, сложив лист по «линии горизонта». А потом по небу полетят облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

4. «Я и мой портрет» Нарисуем себя и посмеёмся.

5. «Город на реке» Нарисуем город, согнём бумагу по «линии горизонта». Намочим вторую половину бумаги и прижмём к первой – город отразиться в воде.

6. «Белый пароход» Согнём лист бумаги по «линии горизонта». Нарисуем рисунок в верхней части листа, а затем, намочив нижнюю часть, сложим лист. Пароход отразиться в волнах моря.«Гномы – близнецы» Нарисуем одного гномика. Сложим лист пополам, разгладим. Вот и брат.

26. Упражнения  «По сырой бумаге» 

Темы:

1. «Плывут по небу облака» Проведём плавную линию и она волшебным образом превратиться в … А на что похожи наши облака?

2. «Аквариумные рыбки» Встретились две дуги… А получилась рыбка. Подрисуем ей глаз, рот, чешуйки. А теперь проведём вертикальные линии – заколыхались в воде водоросли.

3. «Зайцы на поляне» Провели короткую линию, а увидели серенькую, пушистую шубку непоседы.

4.  «Летний дождь» Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей – то зонтик.

5. «Воробышки зимой» Холодно птахам , нахохлились они, распустили пёрышки. Ничего скоро весна!

6. «Когда меня обижают» Каким тогда нам кажется мир? Всё расплывается от слёз, становится грустным и серым. Нарисуй, так чтобы мы погрустили вместе.

7. «Мой пушистый маленький друг» Я люблю его. Он всё понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижаться к его пушистой мордочке!

8.  «На дне морском» Покажем, как меняется море в зависимости от погоды.

9. «Последний лист» Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. и только один лист ещё трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист…

10. «В метель» Порыв ветра, ещё один, ещё… Снег колит лицо. он то вьётся змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешенном хороводе, превращая тебя в невидимку.

11. «В подводной лодке» Что ты видишь сквозь толщину воды? Водоросли. солнечные лучи, маленьких рыбок, больших рыб…

12. «Радуга – дуга» Цвета расположены в определённой последовательности, смотри не перепутай. Мокрая бумага позволяет добиться результата плавного перехода одного цвета в другой.

27. Упражнения  «Кляксография» 

 Темы:

1. «Волшебная поляна» Поставим на листе разноцветные капли и раздуем их в разные стороны. Дорисуем стебли листья.

2. «Букет цветов» Нарисуем вазу, стебли, листья. а цветы сделаем из клякс. Вот какие астры получились.

3. «Волшебная лампа» Нарисуем сказочную лампу. Капнем кляксу – загорелся в лампе свет. А чтобы ярко горел и светил всем добрым людям, раздуем каплю.

28. Упражнения  «Набрызг»  

Темы:

1. «Салфетки» Сделаем набрызг разными красками и полюбуемся эффектом.

2. «Снегопад» По цветному тону делаем набрызг белой краской.

Кружатся в танце белые снежинки.

3. «Закружила золотая осень» Цветной краской (золотой) набрызгать листву. Кисточкой прорисовать стволы деревьев, ветки кустов. Получается красивый осенний лес.

29. Упражнения  «Печать»

 техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. 

Темы:

- цветы для пчёлки;

- бабочек порхающих над лугом;

- грибы на полянке;

- овощи в корзинке;

- фрукты в вазе и т.п.

- открытки;

- пригласительные билеты;

- платки;

- салфетки

-используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток»

- букет цветов;

- закладки;

- букет из рябиновых веток.

30. Упражнения «Печать от руки» 

Темы:

Предложите детям представить:

1. «Потеряли перчатки по дороге котятки…»Раскрасим левую руку и приложим её к листу бумаги – одна перчатка нашлась! А теперь раскрасим правую руку (поучимся рисовать левой) и приложим отпечаток рядом. Обе перчатки нашлись!

2. «Чьё лицо?» Отпечаток одной ладони без пальцев похож на чьё – то лицо. Может быть к нам в гости пришёл домовёнок Кузя? Или Гном? Осталось взять кисточку и добавить необходимые детали.

3. «Наши птицы» Отпечаток руки может превратиться и в утку, и в лебедя, и в любую волшебную птицу, и в важного индюка, задиристого петуха, гадкого утёнка.

4. «Цветы» Отпечаток всей ладони приложенный к нарисованному цветочному горшку может быть кактусом или ещё каким – нибудь цветком.

5. «Животные» С помощью данной техники можно изобразить и испугавшихся животных, у которых шерсть встала дыбом.

6. «Ежи» Прекрасная ежиная семья может выйти на прогулку, если прикладывать отпечатки разных по размеру ладошек.

11 декабря 2015 в 15:39